Как показывает практика, иностранные граждане въезжают на территорию нашей страны с целью занятия трудовой деятельностью. Вместе с тем, не исключены и иные причины как законного, так и незаконного въезда на территорию России.
Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории России в качестве трудовых мигрантов находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным. Вместе с тем, некоторые недобросовестные предприниматели с целью извлечения путем ухода от уплаты налогов прибыли в особо крупном размере пытаются организовать незаконный въезд на территорию нашего государства иностранных граждан с последующим привлечением их к трудовой деятельности.
Статья 322. 1 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Максимальный срок наказания по части 1 данной статьи до 5 лет лишения свободы. В случае, если это деяние совершено организованной группой либо с целью последующего совершения преступления на территории Российской Федерации, уголовная ответственность наступает по части 2 статьи 322. 1 УК РФ, а размер наказания увеличивается до 7 лет лишения свободы.
Не всегда иностранные граждане соблюдают правила въезда на территорию России либо режим пребывания (проживания), что не только влечет привлечение их к установленным видам ответственности, но и создает предпосылки для межнациональных конфликтов. Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений.
За нарушение иностранными гражданами порядка въезда на территорию Российской Федерации, режима пребывания, незаконного осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 18.8, 18.9, 18.10, 18.11, 18.15, 18.16, 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Статьёй 19.27 КоАП РФ установлена ответственность за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета.
Помимо административного штрафа, законодателем в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства также несут ответственность приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства. За это правонарушение законом установлены более суровые санкции
В последние годы успешно процветает «прописочный бизнес», которым занимаются как физические лица- собственники жилья, так и юридические лица. Собственник жилого помещения, предоставляет за определенную сумму свое жилье для регистрации по месту жительства или пребывания как гражданину России так и иностранному гражданину без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания(проживания).
В связи с этим Уголовный кодекс РФ был дополнен ст.322.2 (фиктивная регистрация гражданина РФ и иностранного гражданина (лица без гражданства) в жилом помещении в РФ) и ст.322.3 (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ).
Для обеспечения соблюдения требований миграционного законодательства, недопущения противоправных действий органами контроля и надзора, правоохранительными органами принимаются меры по профилактике правонарушений в миграционной сфере.
Начальник миграционного пункта МО МВД России «Усть-Калманский» Мерклингер О.Н.